Рейтинг@Mail.ru
ГлавнаяПолезные статьиКак не платить ГИБДД → По встречной, по обочине

По встречной, по обочине

Далеко не каждый выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами.

Перед совершением маневра водитель должен четко понимать, что именно он совершает — обгон или опережение. Обратимся к двум этим понятиям.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части) (рис. 27).


Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (рис. 28).


Именно на этих двух предложениях и базируется построение линии защиты.

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся ситуации.

Ситуация первая

Дорога с широкой обочиной имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, которые разделены сплошной линией разметки 1.1. Водитель грузовика, идущего впереди, замечая за собой легковой автомобиль, смещается вправо, возможно даже выезжая на обочину, включая правый указатель поворота, показывая таким образом намерение пропустить автомобиль. Убедившись в безопасности маневра и приняв во внимание ширину проезжей части, водитель легкового автомобиля совершает опережение впередиидущего транспортного средства. Через 500 метров его останавливает инспектор ДПС, вменяя нарушение, выразившееся в выезде на полосу встречного движения, который был совершен с целью обгона. К чему приведет спор с инспектором, неизвестно, но подготовиться к составлению протокола об административном правонарушении крайне важно, и первое, что необходимо сделать, — это записать номер грузового автомобиля, который вы опередили. Инспекторы редко утруждают себя остановкой реальных свидетелей и никогда не делают этого, если на 100% уверены в отсутствии состава и события правонарушения со стороны остановленного водителя. Все придется брать в свои руки. Если протокол все же составляется, впишите в него марку, модель, цвет и государственный регистрационный номер автомобиля.

Совершенно понятно, что с расстояния 500 и более метров, а на некоторых участках и с расстояния 300 метров, объективно невозможно определить, что совершил водитель — обгон или опережение, а также установить факт, был ли совершен выезд на полосу встречного движения в результате маневра. Как известно, на видимость влияют рельеф местности, погодные условия, в конце концов, зрение инспектора ДПС.

Если было совершено опережение, а автомобиль, который вы опередили, не был остановлен ДПС и его водителя не привлекли в качестве свидетеля, то действовать придется вам. Как правило, подобные нарушения вменяются на трассе, следовательно, практически всегда можно попытаться догнать этот грузовой автомобиль после составления протокола и получить от него письменные объяснения, к счастью, шоферская взаимовыручка все еще существует. Помимо объяснений, в которых будут указаны все данные водителя, включая контактный телефон, необходимо сделать фотографию данного грузового автомобиля на общем фоне трассы с целью идентификации участка.

Рассмотрев случай, который может произойти с водителем на трассе, перенесемся в городские условия. В городе на разных участках дороги встречается вполне типичная ситуация, при которой два автомобиля свободно помещаются на одной полосе. Полоса одна, но по ней могут двигаться два автомобиля, при этом находящийся слева не выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения. Совершается, по сути, такое же опережение в момент, когда находящийся справа автомобиль смещается к обочине. Оформление несовершенного правонарушения происходит по описанной выше схеме.

В первом и втором случаях, помимо уже указанного, не помешает и проведение еще одной процедуры — замера ширины проезжей части участка с целью подтверждения возможности расположения двух транспортных средств, следующих в попутном направлении на одной полосе, как с захватом обочины, так и без ее захвата.

Согласно СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75, 3,5 и 3 метра. В СНиП 2.07.01–89 «Застройка городов» указано, что для проездов ширина может составлять 2,75 метра. В ГОСТ Р 52289–2004 имеется ссылка: «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 метра. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 метра при условии введения необходимых ограничений режима движения».

Зная о том, какой автомобиль вы опередили, не выезжая на полосу встречного движения, и отразив его марку, модель и госномер в протоколе, укажите о том, что в присутствии инспектора ДПС проводятся замеры ширины проезжей части. Замеры подкрепите фото- или видеосъемкой, а также подписями свидетелей, среди которых, напомню, могут быть родственники, друзья, пассажиры управляемого вами автомобиля.

Ситуация вторая

Следует рассмотреть и другую особенность, при которой водителю вменяется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, выразившийся в совершенном обгоне в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен».

На ремонтирующихся и вновь строящихся участках автодорог водителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда сотрудники ГИБДД истолковывают дорожную обстановку исключительно в свою пользу, а водителю совершенно нечего возразить.

Например, достаточно типичная ситуация, когда участок дороги находится на реконструкции и разметки нет. Дорога широкая, значит, визуально устанавливаем, что имеется минимум два ряда в каждом направлении. У въезда на участок висит знак «Обгон запрещен». Водителя машины, движущейся в левом ряду относительно попутно идущих транспортных средств, сотрудники ГИБДД останавливают, обвиняют в нарушении требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» и настойчиво «разводят» на лишение прав, например вымогая взятку. К сожалению, опираясь на разъяснения Верховного Суда, инспекторы трактуют обозначенный маневр или траекторию движения как нарушение требования дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» и составляют протоколы с квалификацией нарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. О неправомерности такой квалификации говорить не приходится, но хотелось бы отметить, что делается это только отчасти осознанно — ввиду необходимости выполнения количественного показателя по протоколам, а отчасти по неграмотности: незнание многими инспекторами ПДД — давно установленный факт!

Тем не менее как вести себя в подобной ситуации? Предлагаю разобраться и установить позицию поведения в суде при таких обстоятельствах.

При отсутствии разметки водитель обязан руководствоваться п. 9.1 ПДД, то есть определить мнимую осевую линию, разделяющую транспортные потоки (рис. 29). Но что такое эта мнимая осевая? Для инспектора она одна, для водителя — другая. Вспоминая определенную линию защиты и перечень необходимых действий, дополним этот список еще одним — съемкой участка, начиная от начала зоны действия знака 3.20, с целью установления, что количество полос для движения больше одной в каждом направлении и выезд на встречную полосу при совершении маневра не производится.

Вы в результате проведения замера или даже визуального осмотра установили, что ширина проезжей части позволяет беспрепятственно и бесперебойно осуществлять движение четырем автомобилям, соответственно имеются по два направления в каждую сторону. Значит, выезда на встречную и, как следствие, состава по ч. 4 ст. 12.15 КоАП нет и быть не может.

Если протокол по ч. 4 ст. 12.15 составляют, берите мобильный телефон или фотоаппарат и фотографируйте участок дороги, а также предложите инспектору перекрыть поток транспортных средств для проведения измерений ширины всего дорожного покрытия. Инспектор отказал — выходите на дорогу сами и начинаете замер. Один раз, когда я начал останавливать машины и проводить замер при достаточно интенсивном потоке транспортных средств, инспектор, испугавшийся возникшей ситуации, просто отдал права и посоветовал побыстрее уезжать, пока он не передумал.



Если протокол составлен, нарисуйте схему с указанием полос и движением вашего транспортного средства. Рисуйте в любом свободном месте протокола, а в объяснении укажите, что к делу прилагаются схема, которую инспектор подписать отказался, столько-то фотографий (не забудьте, что на одном из снимков должен быть четко виден автомобиль ДПС с госномером) и свидетельские показания. Потом это послужит хорошей защитой в суде.

У меня большая личная просьба к водителям, которых останавливают в качестве свидетелей и просят подписать протокол. Видя, что происходит откровенный беспредел, поставьте подпись в протоколе и укажите, что письменные объяснения прилагаете на отдельном листе. Потратьте 5 минут, напишите свидетельские показания и отдайте их водителю автомобиля, которого привлекают к ответственности. Не забудьте вначале указать, что со ст. 17.9 КоАП и ст. 51 Конституции РФ ознакомлены. Это ваше личное дело, помогать водителю или нет, но в какой-то момент вы тоже можете оказаться в подобной ситуации.

Разобравшись со случаями обгона и опережения, следует в целом рассмотреть вопрос, связанный с обгоном в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен».

Не каждое нарушение требования знака 3.20 влечет за собой привлечение по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Согласно изменениям от 10 мая 2010 года в ПДД появилось новое понятие дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен»: запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Обычно знак 3.20 устанавливают вместе с нанесением разметки 1.1 (сплошной линии), но разрешение на ее пересечение в ПДД не внесено. Поэтому, если в зоне действия знака «Обгон запрещен» вы попытаетесь обогнать любое (даже тихоходное) транспортное средство через сплошную линию разметки, это будет наказываться по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. То есть обогнать тихоходное ТС в зоне действия знака 3.20 разрешается только в случае, если на дороге нет разметки 1.1. Кроме того, при этом должно быть соблюдено и еще одно требование: «тихоход» должен иметь сзади знак «Тихоходное транспортное средство»!

Установлено, что знак 3.20 действует или до первого перекрестка, или, если он установлен в населенном пункте, но перекрестки отсутствуют, до конца этого населенного пункта. Пункт 1.3 ПДД обязывает водителей знать и выполнять требования знаков и разметки. Сам же знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного транспорта, и зона действия знака в таком случае определяется протяженностью опасного участка.

Зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой или ограничена одним из знаков. В ряде случаев нужно быть предельно внимательным. Очень часто знак «Конец зоны запрещения обгона» или «Конец зоны всех ограничений» устанавливают буквально за 50 метров до перекрестка. Водитель начинает обгон, совершает его на самом перекрестке и завершает вновь в зоне действия знака 3.20 на сплошной линии разметки. В таком случае придется рассматривать весь участок и определять наличие или отсутствие других информирующих водителя дорожных знаков.

Обратите внимание на соблюдение требований при установке дорожного знака. Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3 метров при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов (рис. 30). Если знак установлен на меньшей или большей высоте, это нарушение требований ГОСТа; и именно ввиду этих нарушений вы могли просто не видеть указанный знак, следовательно, привлечение вас к ответственности будет считаться незаконным. Пятисантиметровое расхождение, конечно, нарушение закона, ведь строгий диапазон определен и нарушать его нельзя.

Одним из показателей установки знака 3.20 «Обгон запрещен» является то, что в начале зоны действия устанавливается этот знак, а для движущихся по встречной полосе ТС на этом же участке должна начинаться зона, на которой обгон разрешен, то есть должен быть установлен знак «Конец зоны запрещения обгона» или «Конец зоны всех ограничений».

Итак, если знак установлен вне зоны ограниченной видимости, а также в случае нарушения требований по его установке, в том числе и по причине частичного или полного повреждения дорожного знака, руководдствуйтесь законами, опирайтесь на ГОСТ и другие нормативно-правовые акты, с помощью которых можно доказать отсутствие состава и события административного правонарушения.

Статья 12 .15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарий. Согласно п. 1.2 ПДД обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.


Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Все описанные в данной части нарушения влекут за собой привлечение водителя к ответственности в виде штрафа пятьсот рублей (рис. 31). Следует отметить, что речь идет обо всех нарушениях, в ходе которых водитель не допускает выезд на полосу встречного движения. В противном случае будет применима ч. 4 данной статьи.

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения (рис. 32) влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.



Комментарий к ч. 1 и 2. Движение по обочинам и тротуарам в данных частях КоАП предусматривает ответственность в тех случаях, когда это движение производилось с нарушением ПДД. Пункт 9.9 ПДД устанавливает случаи, когда такое движение разрешено. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в п. 12.1 и 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда (рис. 33). При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия (рис. 34) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.


Комментарий. В данной формулировке четко указано обстоятельство, при котором образуется состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 12.15: «при объезде препятствия». Следует разобраться с тем, что именно понимается под словосочетанием «объезд препятствия».

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Таким образом, в случае объезда чего-либо однозначно отсутствует состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП, поскольку совершаемый маневр является именно объездом, так как под препятствием понимается любой находящийся у нас на пути неподвижный объект в конкретный момент (рис. 35).



Как все-таки следует объезжать препятствие в случае, если маневр объезда можно совершить как справа, так и слева? К сожалению, нигде нет указания на то, что за объезд по встречной полосе водитель подлежит наказанию только в случае, если была возможность такого маневра справа.

При движении на подъем водитель имеет преимущество при объезде препятствия (рис. 36).



4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (рис. 37 и 38), либо на трамвайные пути встречного направления (рис. 39), за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Комментарий. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 (ред. от 11 ноября 2008 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» указывается, за какие нарушения гражданин может быть привлечен к ответственности при выезде на встречную полосу по ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

Согласно ПДД выезд на полосу встречного движения запрещен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения (рис. 40), а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (рис. 41); на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (п. 11.4 ПДД);


г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (п. 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (п. 9.6 ПДД).


Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, может возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1.

Обгон в зоне ограниченной видимости с выездом на полосу встречного движения квалифицируется как нарушение п. 11.4 ПДД, и ответственность за такое нарушение, в том числе в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, предусмотрена по ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

Согласно п. 11.4 ПДД обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. Сотрудник ГИБДД зачастую использует неверное понятие, а также подмену понятий «ограничение видимости» и «недостаточная видимость» из п. 1.2 Правил. ПДД дает следующее определение недостаточной видимости: видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки. Изучая определение, устанавливаем, что понятия «ограниченная» и «недостаточная» совершенно разные.

Единственную подсказку мы найдем, если обратимся к Правилам учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ, которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица со значениями ограничения видимости на поворотах.

Правила по ограничению видимости для спусков-подъемов указаны в СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведены значения видимости для поворотов, но более жесткие, чем в Правилах учета и анализа ДТП. И именно эта таблица используется в ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения», где «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости» (табл. 1).

Согласно ГОСТ Р 52289–2004 на опасных участках с ограниченной видимостью должны устанавливаться знаки 1.13 «Крутой спуск», 1.14 «Крутой подъем», 3.20 «Обгон запрещен», 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот» направо или налево и наноситься сплошная разметка 1.1. Если данных знаков на участке нет, значит, или дорожно-эксплуатационные службы проигнорировали необходимость установки знаков, или же ГИБДД, отвечающая за безопасную эксплуатацию данного участка дороги, имеет основания полагать, что зона ограниченной видимости отсутствует. Как в первом случае, связанном с разгильдяйством дорожников, так и во втором, связанном с компетентным мнением должностных лиц, считается, что формально в части видимости участок дороги является безопасным и любые утверждения инспектора о том, что, по его мнению, зона ограниченной видимости существует, будут голословными.

Таблица 1. Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости


Примечания к данной таблице

1. Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70 % расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог — скорость, которую на данном участке не превышают 85 % транспортных средств.

2. Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 метра (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 метра над уровнем проезжей части.

3. Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 метра обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 метра, находящихся на середине полосы движения.

Заявление инспектора о том, что он квалифицирует любой маневр на этом участке как обгон в зоне ограниченной видимости, несостоятельно, и во избежание составления протокола напомните ему о ГОСТе.

Правила основаны на ГОСТах. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в п. 4 ст. 22 Закона «О безопасности дорожного движения», причем приоритет отдается ГОСТам.

Как уже было установлено, обгон в зоне ограниченной видимости правомерно квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП, однако п. 11.4 ПДД, устанавливающий такой запрет, достаточно обширен и охватывает также запрет на обгон на регулируемых перекрестках с выездом на встречную, на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, перед железнодорожными переездами и др., поэтому, если водителю вменяется именно нарушение этого пункта Правил, обратите внимание на то, что написал инспектор в графе «Существо правонарушения». Если не раскрыты состав и события п. 11.4, это будет служить основанием для возврата материалов в органы ГИБДД для устранения недостатков.

Нравится? Поделись!