Рейтинг@Mail.ru
ГлавнаяПолезные статьиКак не платить ГИБДД → Если низко летать не умеете

Если низко летать не умеете

Спросите любого водителя или инспектора ГИБДД, какое нарушение Правил дорожного движения самое распространенное, и он с уверенностью скажет, что превышение скорости (рис. 11). Чего греха таить, почти каждый водитель хотя бы раз, хотя бы ненамного, но допускал его (пусть даже этого и не увидел инспектор ГИБДД). Когда нас останавливают за это нарушение, в голове проносится мысль: «Елки-палки, я попал» — и, неспешно прижимаясь к правой обочине в том месте, куда указывает жезл инспектора, мы лихорадочно начинаем выдумывать оправдания, которые могли бы его разжалобить или хотя бы убедить применить к нам лишь минимальные санкции.

И мало кто задумывается о том, что в подобной ситуации совершенно не обязательно соглашаться с инспектором. Инспектор должен доказать вашу вину, в то же время вы никому и ничего (в том числе свою невиновность) доказывать не обязаны.

Инспектор ГИБДД может поинтересоваться: догадываетесь ли вы, за что вас остановили. В такой ситуации не рекомендуется высказывать свои предположения, тем более что закон никого к этому не обязывает; в противном случае есть риск, что вы сами подскажете инспектору то или иное свое прегрешение, которое он, возможно, сразу и не заметил. В свою очередь, инспектор сам обязан известить вас о причинах остановки.

Зато вы имеете полное право потребовать предъявления показаний прибора, с помощью которого зафиксирована скорость движения вашего автомобиля. Но, даже увидев, что нарушение скоростного режима действительно произошло, вы все равно можете с этим не соглашаться: кто знает, может, радар зафиксировал скорость другой машины?

Однако если у инспектора есть современный, а не устаревший радар, то отпираться будет сложнее. Дело в том, что современные радары оснащены монитором, благодаря чему могут отмечать скорость одновременно пяти автомобилей. Причем на видеоизображении будет хорошо виден номер автомобиля, скорость которого зафиксирована. Оспаривать показания такого прибора очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно.

Тем не менее и здесь можно найти контраргументы. В первую очередь, следует попросить у инспектора предъявить вам заверенный печатью документ (сертификат либо технический паспорт) на радар, в котором обязательно должна быть указана дата следующей поверки прибора. Радар должен быть опломбирован, поэтому непременно следует проверить сохранность его пломб. На практике были отмечены случаи, когда в поисках легкой наживы инспекторы что-то «корректировали» внутри радара. В результате такой «корректировки» вполне может получиться, что старенький «Москвич» какого-нибудь 1986 года выпуска едет со скоростью, которую он никогда не мог развить. На показания радара также влияет температура в салоне, а на радары, фиксирующие скорость в движении, — скорость движения патрульного автомобиля.

Если инспектор утверждает, что за превышение скорости он может снять с автомобиля номерной знак, — не верьте. Даже если вы превысили разрешенную скорость на 100 км/ч, ГИБДД не имеет на это права. Хотя, по правде сказать, если действительно допущено такое превышение, санкции будут настолько серьезными, что уж лучше бы сняли знак…

Остановив вас за превышение скорости, инспектор может пригрозить, что, помимо штрафа, направит вас на платные курсы для нарушителей Правил дорожного движения, стоимость которых составляет столько-то рублей (размер суммы зависит от его фантазии), либо вы вынуждены будете перечислить некоторую сумму в фонд поддержки и развития ГИБДД и т. д. Следует иметь в виду, что все это — плод воспаленного воображения нечистого на руку инспектора: ни в Правилах дорожного движения, ни в каких-либо иных нормативных документах не предусмотрено никаких «платных курсов», «поддержек развития» и тому подобной чепухи. Говорить такое провинившемуся водителю — все равно что заставлять его перечислить деньги в фонд помощи странам Африки.

Законодателем установлена определенная градация ответственности в зависимости от степени превышения скорости.

Статья 12 12 12.9. Превышение установленной скорости движения

1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий. Не менее 10 км/ч означает, что зафиксированное превышение скорости на 9 км/ч не позволяет привлечь гражданина к ответственности. По этой же части статьи невозможно привлечь водителя в случае обнаружения превышения, равного 21 км/ч. В таких случаях инспекторы ДПС очень часто путают части статей и при обнаружении превышения на 20 км/ч не знают, к какой части отнести нарушение. Превышение на 20 км/ч однозначно образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП.

2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Комментарий. Следует помнить о том, что каждый измерительный прибор, и радар не исключение, имеет погрешность. Поэтому, если радар выдал показания в виде 121 км/ч при разрешенных 60 км/ч, это не означает, что водителя привлекут по ч. 4 ст. 12.9 КоАП.

В протоколе об административном правонарушении должно значиться, что скорость зафиксирована конкретным прибором для проведения измерений. В соответствии с нормами ст. 26.8 КоАП под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Если данных о названии средства измерения, его серийном номере и дате поверки нет или они представлены не в полном объеме, вы вправе заявить ходатайство о прекращении производства по делу или о возврате материалов в органы ГИБДД (если они поступили на рассмотрение в суд по ч. 4 ст. 12.9), поскольку из материалов дела не следует, как, чем и на каком основании проведены измерения.

Обратите также внимание на то, что часто вместо слов «поверка произведена 10.05.2009 г.» может стоять следующая формулировка: «калибровка произведена 10.05.2009 г.». Калибровка и поверка — это абсолютно разные понятия. Калибровка — это всего лишь настройка прибора, она не подтверждает факт, что прибор настроен верно. После калибровки прибор должен пройти поверку, поскольку закон признает в качестве допущенного к использованию средства измерения именно то, которое прошло эту процедуру.

По факту остановки водителя может оказаться, что он просто не заметил соответствующий дорожный знак. Из п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения» следует, что на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении должен быть установлен дублирующий знак «Ограничение максимальной скорости», причем устанавливается он либо на разделительной полосе, либо на обочине слева, либо над дорогой. Если такие знаки отсутствуют или действуют с нарушением установленных требований, привлечение вас к ответственности будет незаконным.

Согласно п. 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Согласно п. 10.5 ПДД водителю запрещается:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства; превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве; создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью; резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Нравится? Поделись!